Кирмень » Обеспечение безопасности логистических центров

Обеспечение безопасности логистических центров

Обеспечение безопасности логистических центров 

Логистический центр по своей сути – это крупное хранилище товарно-материальных ценностей, сконцентрированных в одном месте. А потому различные факторы риска по ущербу от пожаров, техногенных катастроф, противоправных действий персонала или внешних лиц может достигать зачастую очень значительных сумм. Помимо материальных потерь в такого рода происшествиях существует реальнейшая угроза жизни и здоровью людей. Поэтому вопросы обеспечения безопасности логистических центров, безусловно, требуют к себе повышенного внимания и комплексного подхода.

Для понимания, каким образом на сегодня решаются вопросы безопасности при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации логистических центров, анализировать товарные потери компаний, структура которых для разных организаций окажется практически одинаковой. Однако значение каждой составляющей в потерях заметно различается, так как всё зависит от вида бизнеса, в котором работает компания, и от типов хранимой на складе продукции.

Как правило, потери имеют следующую структуру:

- хищения (как явный вынос продукции со склада или её употребление прямо на складе, так и исправления в документах и т. п.);

- ошибки персонала, прежде всего в учёте (ошибки при приёмке товара, при контроле сроков годности продукции и т.д.);

- несоблюдение условий хранения (в том числе порча товаров на разных этапах складских операций);
- пожары, наводнения из-за неисправности оборудования и другие подобные бедствия;
- порча складского оборудования (сознательная или случайная).

Для каждого вида потерь существует свой комплекс мер безопасности. К ним, в том числе, относится использование различных технических систем безопасности (ТСБ).


Особое внимание внутренней безопасности складов уделяют следующие категории компаний:

- организации, оказывающие услуги ответственного хранения (для них уровень товарных потерь, составляющий более 0,5% от оборота, означает, как правило, «переход через границу» рентабельности бизнеса);

- компании, осуществляющие хранение собственных товаров следующих видов: электроника, лекарственные препараты, алкоголь, дорогостоящие товары, пищевые продукты (для таких логистов критичен уровень потерь, превышающий 1% от оборота).

Нельзя недооценивать присутствие в России иностранных игроков, которых становится всё больше. Применяя ТСБ и автоматизированные системы жизнеобеспечения склада, они осознают, что защищают, таким образом, главную вверенную им ценность – товар, который является действующим активом.

Но здесь необходимо, также, понимание того, что не в каждом случае использование ТСБ является 100 %-ым залогом успеха. Удачным применение систем можно считать только при грамотном подходе к ним. Элементарный пример: установленные на территории логистического центра устройства видеозаписи позволяют круглосуточно контролировать все стадии работы с запасами. Но при этом нельзя говорить, что эти устройства предотвращают потери товаров и способствуют оперативной работе логиста с заказчиками (то есть на основе видеозаписей не всегда возможно идентифицировать нарушителя). Это означает, что на объекте охраны установлено недостаточное количество камер слежения, или не используются идентификаторы персонала, или же на территории образовались так называемые «мёртвые зоны». Если через ваш логистический центр ежегодно проходит грузов на сумму больше 1 миллиарда долларов, то вы, скорее всего, хотели бы быть уверенными в эффективной работе своей системы безопасности.

 Безопасность складского объекта

Безопасность складского объекта можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Пожары, стихийные бедствия, террористические акты, грабежи – это внешние угрозы. Распространённые же нарушения внутренней безопасности исходят чаще всего от персонала, работающего на объекте. В их числе – элементарные кражи, иногда совершаемые посторонними лицами по сговору с работниками склада. Для данной ситуации справедлив следующий принцип: ответственность за 80% потерь лежит на внутренних источниках, и за 20%  на внешних. Предотвращать воровство – дело службы безопасности логистического центра. По статистике около двух третей сотрудников склонны к совершению краж (при этом состав службы безопасности не является исключением). Такие моменты, как исправления товарно-транспортной документации, неадекватные и не идентифицированные  пометки на упаковках, нахождение продукции в неположенном месте и даже слишком частые перекуры работников, являются тревожным сигналом для сотрудника по безопасности.

Роль технических решений в охране логистического центра

Современный логистический центр является объектом, оснащенным автоматизированными системами управления зданием и его инженерной инфраструктурой, которые могут быть интегрированы с техническими системами безопасности. Традиционные в наши дни роли ТСБ в таком комплексе - визуальный контроль, разграничение доступа на территорию и в помещения, оперативное оповещение о любых нештатных ситуациях.

Технические системы безопасности позволяют получать оперативную информацию о процессах, происходящих в здании и вокруг него, а также о неисправностях самих систем, помогают быстро реагировать на чрезвычайные ситуации. Они экономят время и деньги владельца объекта. Перекладывая 80% ответственности за безопасность на ТСБ, собственник и управляющий сокращает количество персонала, защищает бизнес от издержек, связанных с человеческим фактором. Инвестиции в систему безопасности, по своей природе, влияют напрямую на рост дохода компании (через снижение потерь), они нужны, чтобы предотвращать финансовые риски. 

Противопожарные решения

Комплекс противопожарных мер решает одновременно как минимум три задачи: помогает избежать претензий контролирующих организаций при сдаче объекта в эксплуатацию,  соответствует требованиям арендаторов и покупателей здания, способствует созданию системы внутренней безопасности на объекте.

Собираясь заключить договор с владельцем склада, арендатор обычно интересуется такими моментами: есть ли письменное заключение об оценке пожарной безопасности в здании, разработаны ли способы эвакуации, установлена ли система аварийного освещения, какие средства используются для объявления тревоги и т. д.

Распространенный тип складов в России – универсальные помещения со стеллажным хранением (обычно 5-6 ярусов). Они отличаются высотой потолков 10-15 м. В них, как правило, образуются потоки тепла, которые при нагревании поднимаются вверх и могут спровоцировать ложные сигналы тревоги. Поэтому дымовые или тепловые детекторы в таких складах не рекомендуется устанавливать под потолком. Извещатели монтируются на промежуточных ярусных конструкциях (металлическая сетка, арматура).
Для тушения пожаров в складах применяется многоярусная система водяного пожаротушения, то есть водяные оросители располагаются между стеллажами. Для того чтобы изолировать складские и технологические зоны от огня, используются дренчерные установки тушения пожара с автоматическим или ручным управлением, которые создают водяные завесы.  

Системы контроля и управления доступом

Существует широкий спектр решений, контролирующих перемещение представителей транспортных компаний, персонала и посетителей на территории склада. Системы контроля управления доступом (СКУД) активно применяются в концепциях внешней и внутренней охраны объектов. Нежелательные посетители отсеиваются уже на подступах к охраняемой территории, если на объекте действует СКУД.

Многообразие применения систем доступа можно наблюдать в крупных комплексах, где, кроме складских хранилищ, есть офисные помещения и развитая сервисная инфраструктура. Основные задачи использования СКУД - разграничение прав доступа в помещения, учёт рабочего времени сотрудников склада, мониторинг пребывания сотрудников в хранилищах и офисных помещениях.

Системы контроля доступа могут быть автономно работающими или интегрированными с системой телевизионного наблюдения и охранно-пожарной сигнализацией. С их помощью можно изменять коды доступа для каждого конкретного посетителя в те или иные складские зоны, формировать различные уровни доступа сотрудников и клиентов на склад. Применение же интегрированного решения позволяет собственнику сократить затраты на комплекс ТСБ (пожарная, охранная сигнализация, теленаблюдение и контроль доступа), в целом от 15% до 30%. Собственник здания может использовать интегрированный вариант СКУД, вместо автономного, в тех случаях, когда ему необходима постоянная запись всех событий, происходящих в складском комплексе в течение того или иного отрезка времени. Многие СКУД, кроме того, располагают полезными сервисными функциями – от формирования отчетов для бухгалтерии, до контроля выполнения очередного маршрута сотрудниками охраны.

Охранная сигнализация

Охранная сигнализация применяется для защиты периметра и внутренних помещений логистического центра. Она устанавливается в нескольких зонах. Особенно уязвимыми в складских объектах считаются зоны приёмки и погрузки товаров, а во внутренних помещениях – все дверные и оконные проемы. Сигнализационные зоны определяются экспертами компании-интегратора исходя из планировки помещений и возможностей внутренней службы безопасности. В уязвимых местах устанавливаются разные приборы сигнализации – инфракрасные датчики движения, акустические датчики разбития стекла, лучевые датчики. Распространен использование пассивных инфракрасных систем, которые иногда могут сочетаться с микроволновой и ультразвуковой технологиями. Применяются активные инфракрасные барьеры, внутренние и внешние сирены с панелью управления и без. В крупных логистических комплексах чаще всего рекомендуется сочетание охранной сигнализации с системой охранного телевидения.

Система охранного телевидения

Система охранного телевидения (СОТ), входящая в спектр телевизионных решений безопасности для логистических центров:

- обеспечивает визуальный мониторинг складских зон, что сводит к минимуму число сотрудников охраны;

- является средством профилактики хищений и порчи товаров;

- осуществляет запись и хранение изображений, которые могут быть использованы при проведении расследований хищений, порчи и т.п.;

- визуально контролирует рабочий процесс.

Ошибки при отгрузке и приёмке товаров неизбежны. СОТ применяется, например, чтобы зафиксировать приёмку грузов, произвести запись передвижения товаров по складу, вплоть до момента передачи их перевозчику. С помощью видеозаписи можно обнаружить потерявшуюся в недрах хранилищ продукцию. Другая сфера применения теленаблюдения – контроль работы персонала, в частности, сотрудников службы безопасности. В помещениях охраны устанавливаются, в том числе, скрытые системы наблюдения.

Видеокамеры могут размещаться в зонах наблюдения следующим образом:

- в зоне приёмки/погрузки товаров, в секциях хранения продукции, в которых число камер может варьироваться от одной до шести; 

- на территории комплектации заказов; 

- в подсобных помещениях; 

- при въезде на площадь комплекса.

Специалисты нашей компании определяют «зоны риска» на объекте, а также функции СОТ для каждой территории. В местах проведения погрузочно-разгрузочных работ, на участках хранения товара или комплектации заказов задачи СОТ будут разными.
При установке системы видеонаблюдения организуются, как правило, два автоматизированных рабочих места – одно для дежурных, следящих за событиями на складе, и второе для руководителя контрольно-пропускной службы.

В ближайшем будущем среди ТСБ могут получить широкое распространение системы видеонаблюдения рельсового типа, предназначенные для оперативного поиска товаров на стеллажах в складских помещениях.

Система распознавания государственных номеров автотранспорта

Системы распознавания номеров автотранспорта получили распространение благодаря растущей автоматизации технологических процессов в цепях поставок. Схематически это выглядит следующим образом. Сотрудник охраны на КПП направляет автомобиль на тот или иной терминал. Диспетчер на терминале заранее получает информацию с КПП о прибытии машины, у нег есть время, чтобы подготовить зону погрузки/разгрузки в соответствии с номером заказа и спецификой товара.

Системы распознавания номерных знаков строятся на базе цифровых или аналоговых камер высокого разрешения. Для надежного считывания автомобильного номера в тёмное время суток такие установки оборудуются дополнительными источниками освещения. Системы распознавания номеров также могут быть интегрированы с системами контроля и управления доступом, что позволяет автоматически открывать шлагбаумы, ворота и другие ограждения при въезде машины на склад.

Безопасность складских операций

Требования к качеству работы цепи поставок повышаются с каждым днём, а риски участников рынка возрастают. Основные этапы процесса складирования (приёмка, хранение, комплектация и погрузка товаров) сопряжены с внешними и внутренними угрозами. Практика деятельности нашей компании показывает, что устранить погрешности и риски во время складских операций возможно при помощи технических систем безопасности и комплекса технологических изменений в работе логистического центра.

Приёмку грузов можно разделить на несколько этапов: 

- создание комфортной и безопасной разгрузочной зоны на территории склада;

- фиксацию времени прибытия транспорта с грузом;

- проверку документов на заказ;

- осмотр транспорта и его разгрузку;

- концентрацию товара в зоне приёмки;

- контроль качества товара и оперативную доставку его в зону хранения.

Здесь необходимо создание системы своеобразного фейс-контроля, которая будет «просеивать» всех посетителей (от представителей поставщиков до собственных служащих) в зонах приёмки, хранения и погрузки товара.

Пример:
на территорию логистического центра прибывают контейнеры с грузом. Потенциальная проблема на этом этапе - подкуп представителями службы доставки сотрудников с принимающей стороны, например, из-за не вовремя доставленной или повреждённой продукции.

Пути решения проблемы для принимающей стороны: всегда иметь на руках точный график доставки каждой партии грузов, установить камеры СОТ в зоне приёмки. Также необходимо четко контролировать все внутренние перемещения товара (количество, качество, точность выполнения операций) как на каждом этапе технологического процесса на складе, так и во время прибытия грузов.

Второй шаг – это проверка документа с перечнем и состоянием прибывшего груза. Здесь приёмщикам можно порекомендовать предельно внимательно просматривать документ, выданный стороной-отправителем, чтобы вовремя выявить возможные его подделки. Необходима также самая тщательная и продуманная многоуровневая система контроля за действиями приёмщика, производящего эту операцию. Существуют электронные системы (в том числе, Интернет-системы) благодаря которым можно наладить передачу информации от отправителя к складскому комплексу и обратно.

На следующем этапе мы рекомендуем операторам принимающей стороны обратить внимание на то, чтобы один и тот же перевозчик пользовался каждый раз разными въездными воротами и работал с разными сотрудниками терминала.

Во время разгрузки часто выявляются недостачи товаров, хотя перевозчик и предоставляет накладную с указанием полного перечня грузов. В этом случае необходима так же наладка надежного канала связи с поставщиками. Служба проверки входящих грузов может заносить всю информацию о поступающих товарах в компьютерную базу данных, специально для этих целей созданную на терминале. 

Другая распространенная проблема при приёмке – пропажа части товаров уже на территории склада, особенно в момент между операциями прибытия контейнера с товаром, его разгрузки и перемещения продукции в хранилище. Меры безопасности в этом случае могут заключаться в сокращении количества сотрудников на территориях комплекса, установке большего количества систем СКУД и СОТ, которые также помогут отследить передвижение товаров.

Процесс погрузки состоит из: 

- формирования пространства для компоновки и погрузки товаров;

- проверки документов на заказ;

- осмотра продукции перед отправкой;

- создания безопасной среды в погрузочной зоне;

- проверки транспортного средства;

- установки пломб на грузы;

- получения подписи грузоперевозчика;

- регистрации времени отбытия транспорта.

На этапе погрузки как раз в силах владельца и арендаторов логистического центра сделать всё, чтобы товар отправился к получателю в идеальном состоянии. Отследить процесс погрузки, зафиксировать моменты установки пломб на товары и передачу документов водителю транспорта помогают устройства СОТ, в частности, видеозапись. Мы также рекомендуем сократить присутствие персонала до минимума в зоне погрузки.

Зоны приёмки/погрузки в идеальном варианте представляют собой отдельно охраняемую территорию внутри складского комплекса. Доступ в зону регулируется СКУД, охраняется системами сигнализации и другими ТСБ. Все вместе системы могут объединяться в техническую систему менеджмента и мониторинга товаров, по желанию заказчика. Такие решения помогают отслеживать как отдельные товары, так и контейнеры, находящиеся на территории склада. Повышению безопасности способствуют и такие решения, как проверка данных о посетителях при въезде на склад. Например, каждый посетитель вносит на входе свои данные и координаты представляемой им компании в информационную базу, созданную на терминале. Кроме того, специальная система делает фото каждого визитёра.

 Не менее важным является этап хранения товаров. Контроль уровня товарных запасов нужен, чтобы оценить стоимость их содержания на складе и снизить потери (здесь стоит помнить о таких рабочих моментах, как пересортица, сроки годности, температурный влажностный режим, «связанные» финансовые средства компании). Для того чтобы не допустить любых нарушений на этапе хранения, необходим круглогодичный мониторинг уровня запасов. И точность мониторинга может быть гарантирована, если он проводится автоматизировано. На крупных складах и производствах применяется непрерывный контроль уровня запасов (подсчёты различных товарных позиций и групп товаров осуществляются на основе заранее принятого годового, ежемесячного, ежедневного плана подсчётов). Учёт грузов нужен и во время их приёмки/отправки: в этих случаях наблюдающие и записывающие устройства становятся незаменимыми помощниками. Они же контролируют соблюдение правил техники безопасности труда.

Существуют операции, связанные с приёмкой/погрузкой некоторых специфических видов товаров, например, продуктов питания. Для них требуется особый тип складов, для которых, помимо рассмотренных нами традиционных систем безопасности, применяется профильное оборудование. Ведущую роль в таких складах играют и системы автоматизации здания. Сама категория (продукты питания) представляет собой риск. Любое ухудшение её качества приводит к экономическим убыткам. Такой товар нуждается в температурном контроле. Для этих целей на складе создается управляемый микроклимат. Поддержание качества продуктов могут обеспечить системы климатического и биологического контроля. Для хранения продуктов используются холодильные и морозильные склады.